Проповедь в день Входа Господня в Иерусалим. Ин. 12, 1-45

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

         Дорогие братья и сестры! Некто из духовных отцов сказал, что в сотворенном Господом мире есть три места: одно место, где всегда радуются, другое – где всегда плачут, и третье место, где иногда радуются, а чаще плачут.

         Первое место, где всегда радуются – это Царство Небесное, второе место, где всегда плачут – это ад, и место, где иногда радуются, а чаще плачут – это наша земля.

         История человечества четко делится на два периода, и разделение этих периодов происходит по событию Воскресения Христова.

         До Воскресения Христова жизнь людей заканчивалась смертью, и души умерших попадали в ад. Жизнь человеческая была пропитана скорбью, потому что каждый понимал, что впереди смерть, непобедимая смерть, от которой никто не сможет убежать. И после смерти, человека, жившего там, где хоть иногда радуются, ждет место, где всегда только плачут. И не случайно один из древнегреческих героев говорит, что он предпочел бы быть последним поденщиком на земле, чем царем в царстве мертвых.

         И вот происходит подготовка к этому великому событию – Воскресению Христову. Она шла на протяжении трех лет – явно, это время открытой проповеди Иисуса Христа, и еще тридцати лет – время сокровенной подготовки Человека Иисуса Христа к этой проповеди. А вначале было Рождество Христово, которое мы с вами празднуем 25 декабря по старому стилю. Затем – возрастание Христово, а потом – Его служение, и сейчас Церковь переживает завершающий период проповеди Христовой.

         Сегодняшнее Евангельское чтение раскрывает нам событие, произошедшее за шесть дней до Ветхозаветной Пасхи, во время которой Христос будет распят, умрет и, подобно всякому человеку, отправится в путь «всея земля», в ад. Это день, когда Учитель входит в Иерусалим.

         А перед этим Христос пришел в Вифанию и воскресил Лазаря. И событие это – предвестник того, что будет в дальнейшем. Воскресение совершали великие пророки и до Христа, и Христос неоднократно воскрешал мертвых. Но такого воскрешения, которое совершено в Вифании над четырехдневным, уже разлагавшимся Лазарем, не было никогда. До этого воскрешали тогда, когда тело было еще относительно живое. Душа покидала тело, но тело было еще сохранено, а здесь тело уже разлагается. И совершается невозможное, до того никогда не происходившее – воскрешение четырехдневного Лазаря!

         Сестры воскресшего Лазаря, Марфа и Мария, вместе со своим братом, радостно принимают у себя Господа. Марфа прислуживает за трапезой, а Мария берет драгоценное миро и возливает его на ноги Христа. Почему на ноги? Пустыня, дороги не асфальтированы, и даже булыжником не выложены. Люди ходят в сандалиях, ноги все в пыли. Приходил путешественник в дом и обязательно мыл ноги, а почетным гостям их мыли хозяева. Затем возлегали за трапезу, и если ноги не помыть, то немытые ноги соседа во всей так сказать «красе» могли предстать перед твоим носом. Но Мария не удовлетворилась мытьем ног Господа, она берет еще и драгоценное миро и смазывает им Его ноги. Почему? В знак благодарности за то, что Он вырвал из лап смерти их любимого брата.  А затем вместо полотенца использует одно из главных украшений женщины, предмет ее гордости – собственные волосы, которыми и отирает ноги Господа.

         Братья и сестры! В этот момент происходит двойственное событие. Начинает просматриваться двойственность человеческой жизни, человеческой истории, истории места, где иногда радуются, но часто плачут. От помазания, совершенного Марией, все помещение наполнилось благоуханием. А Иуда, один из двенадцати апостолов, говорит: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Почему он так говорит? Апостол Иоанн говорит прямо: Потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Он был хранителем казны общины, ходившей с Иисусом. И Иуда воровал деньги из этого ящика. Вот он и подумал, что если бы эти триста динариев попали к нему в ящик, он смог бы часть из них украсть. Так его сребролюбие выявилось даже в этих словах. Вот один человек из любви ко Господу бескорыстно отдает сокровище, а другой сожалеет, что ему не удалось украсть часть сокровища. Все молчат, а Христос говорит: Оставьте ее, она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

         В этом и есть двойственность событий. Одна жертвует сокровище любимому Учителю, другой мечтает украсть у Учителя и собратий. Мария радуется воскрешению брата, и воздает Господу благодарность за совершенное чудо.  Господь же видит в ее действиях подготовку к собственному погребению, проявление грядущей скорби учеников и проявление их любви к Нему, но уже не в связи с радостью, а в связи со слезами, горем расставания. На востоке покойников отирали миром, отдавая дань любви умершему. Но была и другая сторона у этой традиции. Эрих Мария Ремарк в одном из своих романов рассказывает о боях немцев в Африке. Лето, зной, и трупы убитых уже через несколько часов не просто смердели, а вздувались как пузырь и лопались. Запах тления в древности перебивали благовонием мира, было это и частью бальзамирования, замедлением разложения.

Мария проявляет благодарность, а Господь в этом же действии провидит скорое горе, слезы, смерть. Мария, сама этого не понимая, уже готовит любимого Учителя к будущему погребению. Вот вам радость и горе, которые идут рука об руку на земле, в земной жизни.

         После этого Христос направляется в Иерусалим. Приблизившись к цели Своего путешествия Он двум Своим ученикам говорит: Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла (по церковно-славянски жеребя, т.е. жеребенка ослиного) с нею; отвязав, приведите ко Мне, и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу, и тотчас пошлет их.

Ослица была рабочая, «подъяремная», а жеребенок был такой, что его еще нигде не использовали, не обучали, не объезжали, он не был приучен  к упряжи, перевозке людей и тяжестей. Апостолы постилают одежды на обоих осликов, чтобы Христу было удобнее сидеть. Хозяин, видя, что пытаются увести его собственность, с удивлением и, наверное, с возмущением спрашивает, что это делают ученики Христовы. Услышав же ответ, подсказанный Господом, беспрекословно отдает свою скотину. Представьте. Кто-то приходит  к вам и забирает ценное для вас имущество. Вы возмущенно говорите: Почему вы забираете мое имущество? В ответ слышите: Они нужны Господу. Вас удовлетворит такой ответ? Вряд ли. А здесь – вполне. Чудо! Но чудо произошло еще одно, на несколько веков раньше. Пророк Захария говорит, обращаясь к иудейскому народу о том, что «Царь твой будет шествовать верхом на молодом  ослике», на жеребенке. Чудо! Когда это царь путешествовал на осленке? Цари ездили торжественно, на лошади, на колеснице. Где-то в Индии – на слоне, а тут – на жеребенке. Невероятное пророчество, но оно сбывается с буквальной точностью.

         Таким образом, Христос, сопровождаемый учениками, въезжает или входит в Иерусалим. В это время, к Пасхе, в Иерусалиме собиралось несколько миллионов иудеев. Великолепнейший, величественный город.  Собравшиеся многочисленные иудеи уже слышали о том чуде, которое произошло: воскрешение четырехдневного смердящего мертвеца. Мы с вами нередко из любопытства бежим посмотреть на какое-либо событие. Где-то произошла авария, пожар или что-то еще, и люди бегут посмотреть. Так люди хотели посмотреть и на воскресшего Лазаря и воскресившего его Христа. И вот Христос вступает в Иерусалим, а народ встречает Его, как Царя. Люди снимают с себя одежды и расстилают на дороге. Срезают ветви финиковых пальм, ими размахивают и кричат: Осанна сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! Осанна – означает: спаси! А финиковые ветви почитались как символ крепости, силы, ими встречали царей. И Господа встречают как Царя.

         Смотрите, какое неожиданное событие! Обычно царский вход подготавливают заранее. Вот если какое-то большое лицо должно прибыть, то заранее выезжают, готовят встречу, обговаривают протокол встречи и т.д., все задолго-задолго. А тут вступает Царь, Царь славы. Вступает как? Неожиданно. Все происходит экспромтом, как бы само по себе. Народ Его встречает, торжественно встречает, как Царя. Встречают фарисеи и книжники, которые уже постановили убить Его. Почему? Потому что многие иудеи… Апостол Иоанн, когда говорит иудеи, то имеет в виду людей недружественно относящихся ко Господу. А когда хочет сказать о тех, ко Христу относится благожелательно, он говорит многие народы. Так вот, многие иудеи, узнав о чуде воскрешения Лазаря, уверовали во Христа. И книжники решают убить и Христа и Лазаря, чтобы остановить нарастающее поклонение Христу. И вот они готовятся убить, а в это время народ торжественно встречает Спасителя.

         Братья и сестры! Много пророчеств просматривается в этих событиях. За осликом, на которого сел Христос, идет ослица. Ученики не знали, на кого сядет Христос. Они постелили одежды и на ослицу и на жеребенка. Христос садится на осленка. Ослы достаточно упрямые животные. Если он упрется, его с места не сдвинешь. Это очень трудолюбивое, но очень своевольное животное.  И вот молодой, необученный, никогда не знавший упряжи ослик совершенно спокойно идет и везет Спасителя. Чудо! Следом идет ослица. Здесь заключается пророчество.

         Ослица – это ветхозаветные иудеи. Ослица идет за осленком, везущим на себе Христа. И этот осленок символизирует язычников, которые примут Христа, примут сразу, хотя заранее ничего о Нем не знали. А ослица была подготовлена, подъяремная, т.е. приученная служить, исполнять волю хозяина. Но на нее Христос не садится. И иудеи были давным-давно подготовленными к тому, что должно было произойти. Они ждали Мессию, но они Его не приняли, и Христос на ослицу не садится. А вот молодой, необученный ослик принимает на себя Христа и послушно везет Его. Вот так и язычники принимают учение Христово, и начинают верой и правдой служить Царю славы.

         И вот, братья и сестры, опять два события. Вот люди торжественно встречают Христа: Осанна! А уже через шесть дней эти же люди будут кричать: Распни, распни Его! Те же самые люди! Те же, кто сегодня торжествует и к Христу относится с почестями, через несколько дней кардинально изменяет отношение: Распни, распни Его! Сегодня – почитание, восторг, а вскоре – ненависть, желание уничтожить.

         Братья и сестры! Христос перед вступлением в Иерусалим, поднимается на гору, и перед Ним во всем великолепии расстилается город, слава которого со времен царей Давида и Соломона еще не померкла. И Он смотрит на город и провидит будущее. Пройдет не так уж много времени и войска римские окопают город, чтобы ни один человек не мог оттуда выйти. Они возьмут его штурмом и уничтожат сотни тысяч иудеев, не щадя ни женщин, ни детей, находившихся в городе. Другие сотни тысяч будут уведены в плен, а сам город – разрушен до основания. Место, где он был, даже перепашут. Разрушат величественный город. И больше никогда и нигде, по нынешнее время, не будут совершаться ветхозаветные богослужения, не будут приноситься жертвоприношения Богу. А народ, в соответствии с предсказанием Господа, рассеется по всей земле, будет всюду гоним, как сухие листья от ветра, презираем и преследуем. И все это сбудется с возлюбленным Господом народом. Христос, предвидя грядущее, восплакал. Но если Христовы слезы, когда Он заплакал, получив известие о смерти Лазаря, были тихими, таков буквальный перевод с греческого языка, то здесь Он зарыдал. Зарыдал об этом городе и встречающем Его, приветствующем Его народе. Братья и сестры! Когда Христос будет нести Крест и женщины, видя Его опозоренного, униженного, оскорбленного, избитого, замученного, заплачут, Он, повернувшись к ним, скажет: Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы, не питавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! И холмам: покройте нас!

         Братья и сестры! Смотрите, как все взаимосвязано. Вот сегодня радость, вход Господень в Иерусалим. Торжественная встреча Царя славы. Но в этой радости скрыта Страстная седмица и Распятие Господне, Его смерть и погребение. Но и в них скрыта радость – Воскресение, Пасха Христова!

         Вот и наша жизнь такова. Люди женятся, свадьба, радость, как хорошо! Но с другой стороны – и семейные скорби. Помню, когда я был еще неверующим человеком, но уже приобрел опыт жизни, то на свадебные процессии смотрел с печалью, понимая, что трудно, невозможно будет молодым сохранить вот такое состояние радости, которое есть сейчас. Женщина скорбит, когда рожает, но эта скорбь меняется на радость о родившемся ребенке.

         Братья и сестры! Помнить нужно, когда у нас возникают скорби, что они не без воли Божией, их посылает Господь. Для чего? Для нашего спасения! Но мы как иудеи. Можем эти скорби принять, пойти им навстречу, как пошли Никодим и Иосиф из Аримофеи, тайные ученики Христовы. Пошли погрести Христа, воздать Ему все необходимые знаки любви и почитания, хотя и понимали возможные последствия обнаружения своего отношения к почившему Учителю.

         Братья и сестры! И у нас с вами нередки скорби. И мы можем их принять, «Господь послал», или отвергнуть. Смирение – добродетель, без которой невозможно спастись. Смирение – это и способность принимать все случающееся как посланное от Господа, Господа благого и милостивого, Господа любящего и спасающего, отсюда и радость, что Господь – Путь, Истина и Жизнь – не оставил. И тогда наша жизнь будет все больше наполняться радостью, радостью пребывания с Господом, радостью предчувствия вечного всегда радостного пребывания со Господом в Его Царствии. Будут все реже слезы, слезы богооставленности, слезы власти противника, клеветника и богоборца сатаны.

                                                                                              Аминь.

                                                                 Протоиерей Борис Можаев